Интернет-урок на тему
"Деление отрезка в заданном отношении. Золотое сечение"


Урок геометрии, 8 класс
 

В геометрии существуют два сокровища: теорема Пифагора и деление отрезкав крайнем и среднем отношении.
Первое можно сравнить с ценностью золота, второе можно назвать драгоценным камнем
Иоганн Кеплер, немецкий астроном

Определение пропорции
 "золотое сечение"


Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Эту пропорцию называли по-разному: "золотой", "божественной", "золотым числом", "золотой серединой", "золотым сечением".

Более подробно об этой пропорции вы узнаете, перейдя по ссылкам:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
или
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/

Наглядное изображение "золотого деления" отрезка
(по материалам этого слайда сделать записи в тетрадях)

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы.
Форма, в основе построения которой лежат сочетания симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Принцип золотого сечения - высшее проявление совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Примеры: http://www.goldennumber.net/life.htm

7 минут

Построение "золотой пропорции"

В геометрии существуют различные способы построения золотой пропорции. Для построения достаточно взять самые простые геометрические фигуры – квадрат или прямоугольный треугольник с соотношением катетов 1:2. Если с середины стороны квадрата провести окружность радиусом, равным диагонали полуквадрата, то на ее пересечении с продолженной стороной квадрата получим отрезок, который меньше стороны квадрата в соответствии с золотой пропорцией. Еще проще построение золотой пропорции в прямоугольном треугольнике со сторонами 1:2: . Достаточно провести две дуги окружности, пересекающиеся в одной точке на гипотенузе и большой катет будет разделен в соответствии с золотой пропорцией.
Построение золотого сечения

Наглядная демонстрация
http://www.goldennumber.net/geometry.htm.

 

5 минут
Виды "золотых многоугольников" Какие же многоугольники можно назвать "золотыми"?

Золотой треугольник

Золотой прямоугольник
Сейчас каждый из вас попробует построить "золотой прямоугольник". Для этого необходимо перейти по ссылке:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7d2aefb-2bad-4844-a51c-48c289b86e79/NG_2-12_fp.html

Золотое сечение можно увидеть и в пентаграмме - так называли греки звездчатый многоугольник. Он служит символом Пифагорейского союза – религиозной секты и научной школы по главе с Пифагором, которая проповедовала братскую любовь к друг другу, отречение от внешнего мира, общность имущества и т.д. На подобных устоях основывались очень многие секты. Но Пифагорейский союз отличало от других то, что пифагорейцы считали возможным добиться очищения духа при помощи математики. По их теории, в основу мирового порядка положены числа. Мир, считали они, состоит из противоположностей, а гармония приводит противоположности к единству. Гармония же заключается в числовых отношениях. Пифагорейцы приписывали числам различные свойства.
Интересно, что стороны пентаграммы, пресекаясь, образуют  правильный пятиугольник, в котором пресечение диагоналей дает нам новую пентаграмму, а в пересечении ее сторон мы снова видим правильный пятиугольник, открывающий возможность построения новой пентаграммы. И так далее до бесконечности.

Золотое сечение в пятиконечной звезде

 

12 минут
Связь "золотого сечения" с искусством и жизнью человека
 
Вам предлагается, используя приведенные ниже ссылки, за отведенное время найти информацию и рассказать о связи "золотого сечения" с искусством и жизнью человека.

http://www.abc-people.com/idea/zolotsech/

http://www.log-in.ru/articles/432

http://goldsech.narod.ru/index.html 

http://goldenmuseum.com/index_rus.html

 

13 минут
Итоги урока Обобщить сведения, полученные на уроке, мы сможем в ходе демонстрации видеоролика:
http://www.youtube.com/watch?v=ksL-driM8xA

Для подведения итогов урока вам необходимо скачать файл reflexia1_ivanov.doc, ответить в нем на предложенные вопросы, сохранить файл под своим именем и прислать на электронный адрес barsul4a@yandex.ru
 

3 минуты


5 минут

Домашнее задание На этом уроке Вам предлагается творческое домашнее задание.  Вы можете на свое усмотрение выбрать тот или иной уровень выполнения данного задания.
Подводя итоги выполнения Вами домашнего задания, ответьте на вопросы рефлексии. Для этого скачайте файл reflexia2_ivanov.doc, ответьте в нем на предложенные вопросы, сохраните файл под своим именем и пришлите на электронный адрес barsul4a@yandex.ru не позднее 22 марта 2010 года.
Желаю успехов!
2 минуты

Спасибо за урок!

<< На предыдущую

© Захарова Юлия Викторовна, 2009-2011

Hosted by uCoz